Работа консультационного пункта в мини-центре "Теремок"



3-4 жастағы балалардың жас ерекшеліктері»
«Возрастные особенности детей 3—4 лет»
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У ВАШЕГО РЕБЕНКА:
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Памятка для родителей № 1.
Возрастные особенности детей 3—4 лет
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности —игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
Памятка для родителей № 2
Вам как его родителям важно:
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
«Балалардағы жаман әдеттер. Олармен не істеу керек?»
«Вредные привычки у детей. Что с ними делать?»
Что такое «вредная привычка»?
Вредная привычка — это отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении. То есть это — некий стереотип поведения, мешающий ребенку нормально жить и развиваться.
В поведении некоторых детей часто встречаются навязчивые действия: это привычка теребить волосы, мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты. Но бывают и привычки иного рода. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, грызение ногтей, детский онанизм. Заметив у своего ребенка вредную привычку, родители встают перед дилеммой: бороться с привычкой или оставить все как есть? Как ни парадоксально, правильный ответ на оба вопроса — «нет».
Нельзя бороться с вредной привычкой, потому что она — следствие некоей неудовлетворенной потребности. Но, с другой стороны, вредную привычку нельзя игнорировать, потому что она, опять же, следствие некоей неудовлетворенной потребности.
Таким образом, впервые увидев, что ваш ребенок сосет палец или грызет ногти, не делайте ребенку замечание. И уж тем более не применяйте карательных мер типа мазания пальцев горчицей, битья по рукам или суровых наказаний. Скажите себе: «Это повод задуматься мне как родителю о том, что происходит с моим ребенком».
Доказано, что вредные привычки бесследно исчезают тогда, когда удовлетворяется потребность, лежащая в их основе.
А какие основные потребности у ребенка? Потребность в любви, безопасности, в родительском внимании, в уважении. И если ребенок не чувствует себя любимым, не чувствует себя в безопасности, если ему не хватает родительского внимания или уважительного отношении со стороны мамы или папы, у него включатся компенсаторные механизмы. С их помощью ребенок попытается погасить свою тревожность, недостаток внимания со стороны взрослых или преодолеть свой страх.
Негативные переживания у ребенка возникают из-за родительских ссор, из-за отсутствия ласки и проявления любви, из-за постоянной строгости и вечных запретов родителей.
Очень часто вредные привычки появляются у ребенка в стрессовой для него ситуации, при чрезмерных интеллектуальных и физических нагрузках, при предъявлении ребенку со стороны родителей завышенных требований.
Причиной возникновения вредных привычек (например, привычки грызть ногти) — стремление уменьшить отрицательные эмоциональные переживания и снять нервное напряжение.
Например, дети сосут пальцы перед сном. Если ребенку хочется, чтобы мама или папа до сна или во время засыпания побыли рядом с ним, а вы по той или иной причине отказываете ему, то он начинает искать способ получить ощущение безопасности и комфорта самостоятельно. И сосание пальца или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально — все это воссоздает ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью. Для отучения ребенка от этой привычки часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей. При сосании пальца незадолго до сна рекомендуются танцы, прыжки со скакалкой (это напоминает об укачивании перед сном). Можно приобрести для ребенка лошадку-качалку.
Если ребенок грызет ногти, в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Иногда бывает, что заусеница или отслоившийся ноготок доставляют ребенку неудобства. Сказать об этом вам он либо не может, либо забывает, поэтому пробует решить проблему самостоятельно. Если же вы уверены, что, обкусывая ногти, ребенок сбрасывает напряжение, то:
- Объясните ребенку, что «разрядиться» можно другим способом (например, попинать подушку, покричать в пустой комнате, поплакать, в конце концов).
- Переключите его внимание на другое действие, чтобы разорвать связь между беспокоящей его ситуацией и его реакцией на нее.
- Подумайте, с чем могут быть связаны детские переживания, и устраните причину.
Что нужно делать, если ребенок кусается:
- Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами.
- Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя, уважать и любить своих родителей.
Что нужно делать, если ребенок ругается матом:
- Не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
- Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того, чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
- Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво.
Поковыряемся в носу?
Полость носа необходимо поддерживать в чистоте, и один из способов сделать это - это поковыряться в носу. Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают свое тело.
Таким образом:
- Если ребенок ковыряется в носу, возможно, он просто совершает физиологически оправданную процедуру — чистит носик. Можно закапать масло (подсолнечное, персиковое) внутрь. А чтобы в дальнейшем у вас не возникало причин для дискуссий с ребенком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.
- Если у маленького ребенка нос чистый, а палец все равно лезет в ноздрю, подождите — возможно, пришло время для изучения носа.
Онанизм у маленького ребенка.
Однажды Вы замечаете, что сын или дочка трогает свои половые органы. Что это? Естественное детское любопытство или патологическая привычка – онанизм (мастурбация)?
Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной), у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это – естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст от 3 до 6-и лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.
Но если такое поведение ребенка нормально и даже разглядывание детей противоположного пола считается вполне допустимым, что же тогда считать онанизмом? Когда норма переходит в патологию?
Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, поэтому в таком возрасте говорить об онанизме (мастурбации) рано. Онанизм – способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки (перед сном, спрятавшись в укромном месте) и делает это регулярно, вот тогда можно говорить о патологической привычке.
В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста (по А. И. Захарову).
Предпосылки возникновения онанизма.
Физиологические.
- Активный, неукротимый темперамент (холерик) и как следствие повышенная потребность в разрядке психического напряжения.
- Если девочка не любит играть с куклами, предпочитает дружить с мальчиками; если у мальчика ярко выражены девчачьи черты поведения.
Психологические.
- Неправильное воспитание: излишняя строгость, ограничение активности, большое количество запретов, физические наказания (особенно шлепки по попе, порка ремнем).
- Проблемы эмоционального контакта с родителями: недостаток ласки, внимания, положительных эмоций, раннее отлучение от матери (когда ребенка рано отдают в ясли, мама выходит на работу и перепоручает заботу о малыше другому взрослому). Такие дети скрывают свои чувства, эмоции, переживания, часто живут в своем, придуманном мире.
- В семье появляется 2-й ребенок, и старший ощущает себя ненужным, нелюбимым.
- Насильное кормление тоже способствует возникновению онанизма. В этом случае происходит сложный компенсаторный процесс: рефлекторная зона рта и губ “молчит” (ребенок не получает удовольствие от пищи), при этом начинает “говорить” генитальная зона, которая создает напряжение, требующее разрядки (по А. И. Захарову).
- Психологическое заражение – взрослые часто берут ребенка к себе в постель, излишне ласкают, целуют в губы, или излишне тщательно соблюдают гигиену (частые подмывания и т.д.).
- Бывает, что ребенок повторяет увиденное у сверстников или по телевизору.
Клинические.
- Проявление невропатии – расстройство сна, плохое засыпание - приводит к накоплению беспокойства, которое таким образом устраняется.
- Излишнее укутывание, тесная одежда.
Что еще может спровоцировать появление онанизма?
- Единственный ребенок в семье, изолированный от детского общества.
- Высокая эмоциональность ребенка.
- Повышенная возбудимость.
- Патологии беременности, нежеланная беременность.
- Когда родители хотели ребенка одного пола, а “получился” - другого.
- Чрезмерная принципиальность родителей.
- Импульсивность, несдержанность отца.
- Холодность матери.
Как помочь ребенку?
- Прежде всего, выясните причину возникновения привычки.
- Ни в коем случае не стыдите, не наказывайте, не ругайте.
- Не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой помочь ему уснуть.
- От дневных «игр» с гениталиями отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями.
- Можно даже не говорить с ребенком на эту тему, но в корне поменять воспитательные методы, отношение с малышом.
- Предоставьте ребенку больше свободы, возможности самостоятельно действовать.
- Чаще хвалите.
- Обстановка в семье должна быть спокойной, доброжелательной.
- Если ребенок хочет бегать, прыгать, не удерживайте его, а, наоборот, обеспечьте физическими нагрузками (прогулки на свежем воздухе, спортивная или танцевальная секция).
- Поощряйте ребенка в выражении чувств и эмоций, если он не умеет адекватно реагировать на негативные эмоции – учите его.
- Чаще общайтесь на нейтральные темы, избегая нотаций, поучений.
- Вовремя лечите потницу, диатез, глистные заболевания; урологические и гинекологические заболевания.
- Одежда должна быть чистой, свободной, не натирающей тело.
- Не пугайте малыша страшными последствиями его “грязных” действий! Это приведет к возникновению комплекса неполноценности, что в будущем выльется в проблемы с познанием своего тела, проблемы с сексом во взрослом возрасте.
- Не унижайте ребенка допросами, осмотром, обсуждением этой темы при посторонних.
- Пересмотрите питание (меньше сладкого, острого, соленого).
Помните! Онанизм – способ разрядки нервного напряжения. Если справиться с напряжением, онанизм “уйдет”.
Любите своего ребенка! Чаще всего онанизмом страдают дети в детских домах, которые никому не нужны, никем не любимы, не имеют возможности самовыражения. Делайте вывод!!!
Если у ребенка появилась вредная привычка, действуйте по следующим правилам.
- Попытайтесь понять причину возникновения привычки.
- Не запрещайте в ультимативной форме ребенку вести себя подобным образом.
- Не ругайте и не наказывайте ребенка в тот момент, когда проявляется вредная привычка.
- Не акцентируйте внимание на его действиях.
- В момент, когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, если ребенок тянет руки в рот, предложите ему поиграть в «ладушки» или скажите: «Давай я поцелую твою ручку!»
- Окружите ребенка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребенка.
- Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребенка.
- Помните, что вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.
Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек – усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусании.
Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.
И запомните еще вот что: свято место пусто не бывает. Запретив с помощью угроз или наказаний ребенку сосать пальцы, грызть ногти и т.д, через какое-то время вы заметите, что на месте искорененных вами привычек, выросли новые, такие же (если не более) вредные.
«Неге бала жаман сөйлейді?»
«Почему ребенок говорит плохо?»
Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок говорил правильно и красиво. Однако, в последнее время количество детей с речевыми нарушениями, резко увеличилось. Как вовремя распознать проблемы, связанные с речью и справиться с ними, мы Вам расскажем далее.
Во- первых, каждый родитель должен знать, что развитие речи ребёнка зависит от многих факторов: развитие органов чувств: зрения, слуха ребёнка; зрелости коры головного мозга ребёнка; психофизического здоровья Вашего малыша; состояния памяти, внимания, мышления; речевой среды: разговаривают ли с ребёнком, занимаются ли с ним, правильно ли говорят взрослые;
Во- вторых, родителям необходимо знать возрастные нормы развития речи ребёнка:
К 2 годам
Обладает запасом в 200-300 слов;
Пользуется в речи двух -трёхсловными словосочетаниями и предложениями;
прислушивается к словам и понимает их значение;
любит, когда ему читают и рассматривают с ним иллюстрации;
называет предметы, изображённые на картинках;
хорошо знает своё имя и произносит его;
пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
выражает просьбу словами, а не только жестами;
согласует предмет и действие («Машина едет». «Я хочу.»)
К 3 годам
Ваш ребёнок часто задаёт вопросы;
пользуется двух -трёхсловным предложением;
высказывает свои желания и мысли;
договаривает слоги, слова при Вашем чтении;
имеет словарный запас 1000- 1500 слов;
понимает значение предлогов и множественного числа, знает время суток, называет 2-3 цвета.
К 4 годам
Владеет словарём в 1500 слов;
Начинает употреблять сложные предложения; говорит предложениями из 4 – 5 слов;
Задаёт много вопросов, используя слова «кто?» и «почему?»;
Выполняет просьбы и команды, даже если предмет не находится в поле зрения;
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени; правильно произносит звук «П», «Б», «Т», «Д», «Ф», «В», «К», «Г», «Х», «С», «З», «Ц», «М», «Н».
К 5 годам
Владеет словарём около 3000 слов;
Пользуется предложением из 5 – 6 слов;
Знает свой домашний адрес, умеет пересказывать; правильно произносит практически все звуки родного языка;
Определяет право – лево у себя, но не у других;
Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий…);
Пользуется настоящим, прошедшим и будущим временем;
Считает до 10 с сопоставлением предмета;
Знает назначение предметов и из чего они сделаны.
К 6 годам
Владеет словарём около 4000 слов;
Все звуки родного языка произносит правильно;
Умеет рассказывать и пересказывать, при этом старается выразить своё отношение к героям;
Помнит и может описать прошедшие события; пользуется сложными предложениями;
Употребляет все части речи; рисует, штрихует, обводит; хорошо ориентируется на листе бумаги и в пространстве; различает и идентифференцирует звуки речи;
Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
Всё это должны знать родители не для того чтобы сравнивать своего ребёнка с другими детьми, а для того чтобы вовремя обратиться к специалисту.
«Абайлаңыз, тайғақ мұз!»
«Осторожно, гололедица!»
Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0°С до –3°С. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров.
Гололедица – это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.
Действия во время гололеда (гололедицы)
Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травм. Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой).
Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться и, перекатившись, смягчите удар о землю. Гололед зачастую сопровождается обледенением.
В этом случае особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.
Не стойте близко к краю проезжей части на остановках общественного транспорта, т. к. при торможении или трогании с места автобус, маршрутку может занести.
Особо внимательными будьте при переходе улицы в установленных для этого местах. Не начинайте свое движение до полной остановки автотранспорта.
Помните, что тормозной путь автомобиля значительно увеличивается в условиях гололедицы.
«Егер сіздің балаңыз басқаларды тістесе ше?»
«Что делать, если Ваш ребенок кусает других?»
Согласитесь, новость, что Ваш ребенок кусается, укусил другого малыша в детском саду, может быть шокирующей. Вероятно, вы задаетесь вопросом, что делать, как поступать? Для этого важно понять, почему происходят подобные случаи, затем постараться отучить вашего ребенка кусаться, чтобы он смог ужиться в группе и его не воспринимали, как агрессора.
ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО?
- Признать, что почти все дети дома или в детском саду хоть раз да кого-то укусили, то есть это обычное явление, поэтому не стоит сразу вешать на ребенка клеймо «агрессивного кусаки».
- Понять причины почему кусается.
- Адекватно реагировать, чтобы отучить его от кусаний для предотвращения подобных инцидентов в будущем.
ПРИЧИНЫ
В принципе, чтобы узнать всю природу этого явления, стоит понять, чем же является процесс кусания. По сути, для детей это вполне нормально и естественно, ведь по-другому проявлять некоторые свои эмоции они еще не могут по причине неустойчивой и не полностью сформировавшейся психики.
Ребенок кусается, когда:
- находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или он голоден);
- защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;
- хочет что-то получить и не знает, как это сделать по-другому;
- еще не умеет сочувствовать другим людям;
- пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;
- подвергается строгому (физически) наказанию родителей;
- испытывает гиперопеку со стороны взрослых;
- чувствует дефицит внимания к себе;
- не желает выполнять требования взрослых;
- привлекает к себе внимание взрослого;
- в семье рождается второй ребёнок.
Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте 3 - 4 лет, когда улучшается их речь, и они могут нормально словами общаться с окружающими.
КАК ОТУЧИТЬ КУСАТЬСЯ
- Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.
- Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.
- Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет. Например, вежливо попросить словами или рукой.
- Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.
- Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.
- Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно
- Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть.
- Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок начинает кусаться, и, по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
- Не спускайте глаз во время игры с тех детей, которые склонны кусаться и драться.
Если вы видите, что малыш приближается к другому ребёнку с ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложите ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ''кусаться нельзя!''
ЕСЛИ УКУС ПРОИЗОШЕЛ
- Посмотрите кусаке в глаза и скажите строгим, недружелюбным голосом: "Не смей кусаться, это больно". Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями - ребенок может не понять их.
- Проявите повышенное внимание к укушенному ребенку. Успокойте его. Дайте попить. Внимательно исследуйте место укуса. Если необходимо продезинфицируйте место укуса антисептиком. Можно наложить холодный компресс или повязку.
- Затем снова вернитесь к кусаке. Строго скажите, приложив ладонь к его рту, что нельзя кусать людей. Добавьте, если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо, подушку и т.п. и дать ему в руку один из указанных предметов. Скажите ''игрушке не больно, а Свете очень больно, она плачет''.
У более старшего ребенка можно спросить, почему он укусил: ''Ты хотел играть с красным мячом? Нужно было попросить у Светы, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помогла''
- Разумеется, что не следует наказывать ребёнка физически. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.
- Но можно на некоторое время изолировать кусаку от детей. Например, сказать: "Кусаться больно: это очень плохо, когда ты делаешь кому-нибудь больно. Вот теперь мы должны посидеть на стуле и подумать, почему же нельзя кусаться".
ИНСТРУКЦИИ ПО ИСКОРИНЕНИЮ ПРИВЫЧКИ КУСАТЬСЯ
- Если ваш малыш кусается, очевидно, такое поведение у вас ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат. Подумайте над этим.
- Агрессора с раннего возраста надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удаётся, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей.
- Когда малыш сделал Вам больно, обязательно скажите ему об этом. Обсуждайте с малышом острые ситуации и ищите компромиссы.
- Вы в состоянии помочь «зубастику», и в первую очередь тем, что покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными.